◊Написание делового письма
Советы по деловому письму.
10 советов по подготовке письма.
- Определите цель письма: что читатель должен сделать или в чём он должен убедиться, когда закончит читать.
- Наглядно представьте читателя — чего он хочет, с чем соглашается, против чего возражает.
- Вспомните 10 советов, как добиваться от читателя своего.
- Подготовьте аргументы для письма.
- Попробуйте произнести свои аргументы насмешливо, с издёвкой.
- Если насмешка вашим доводам «идёт», перефразируйте их, чтобы не обидеть читателя.
- Вспомните, что объединяет вас с читателем, решите, как подчеркнуть это в письме.
- Подумайте, каким хочет вас видеть читатель, решите, как «надеть» нужный образ.
- Подумайте, чего ожидает читатель от входящих писем и что могло бы его приятно удивить.
- Составьте план письма.
10 советов как добиваться от читателя своего.
- Определите, почему читатель должен поступить по–вашему, в чем его выгода.
- Сначала скажите ему об этой выгоде, а затем о том, чего хотите вы сами.
- Сформулируйте выгоду убедительно — расскажите, как читатель сможет избавиться от проблем или получить новые возможности.
- Сделайте выгоду конкретной: не «экология улучшится», а «вы сможете купаться в чистой реке и дышать свежим воздухом».
- Определите, каким хочет выглядеть читатель в собственных глазах и в глазах других.
- Покажите читателю, как этого добиться: «Как знаток городского хозяйства Вы, конечно, согласитесь, что нужно выделить деньги на…».
- Позвольте читателю почувствовать себя значимым — попросите у него помощи, совета.
- Начните письмо с того, что скорее всего заинтересует и убедит читателя.
- Избегайте конфронтации, спорных суждений в начале письма — иначе все последующие доводы читатель будет воспринимать предвзято.
- Создайте у читателя иллюзию выбора, предлагайте несколько приемлемых для вас вариантов.
10 советов как сообщать в письмах неприятные вещи.
- Разграничьте собственную позицию и факты: не «я считаю, что ты не прав», а «факты не позволяют считать тебя правым».
- Отказывая читателю, сошлитесь на независящие от вас обстоятельства — правила, формальные критерии, закон.
- Продемонстрируйте внимание к обстоятельствам читателя: «Я понимаю, как вы загружены, но…».
- Найдите, за что похвалить читателя: «Качество вашей продукции на высоте, и только длительный срок поставки не позволяет нам…».
- Покажите, что негатив — это временное явление, и вы готовы продолжать сотрудничать, когда проблема решится.
- Заменяйте негативные слова позитивными: не «вынуждены отказать», а «не можем предоставить».
- Отказывая, предлагайте альтернативу.
- При наличии альтернативы начинайте с предложения, а не с отказа: «Мы предлагаем скидку в 10%. Предоставить скидку в 50% мы не можем…».
- Не заканчивайте предложение на негативе: не «в вашей просьбе решено отказать», а «решено отказать в вашей просьбе».
- Выразите сожаление по поводу неудобств: «Я с сожалением узнал, что Вы не смогли воспользоваться нашим растворителем…».
10 советов как расположить к себе читателя.
- Покажите, что вы свой, что вас что–то связывает с читателем — «Узнав, что Ваша компания, как и мы, выступает спонсором конкурса КВН…».
- Сошлитесь на общих знакомых: «Обращаюсь к Вам по рекомендации Олега Иванова…».
- Намекните на солидную поддержку: «Губернатор нашей области Олег Огурцов много рассказывал мне о Вашей компании…».
- Позвольте читателю почувствовать свою уникальность: «Поскольку никто в нашем регионе лучше Вас не разбирается в спортивном оборудовании…».
- Покажите, что понимаете интересы читателя: «На ярмарке в Варшаве Вы интересовались полиграфическим оборудованием…».
- Поздравьте читателя с победой: «Позвольте поздравить Вас с выходом в свет Вашей книги «Упаковка в пищевой промышленности…».
- Покажите, что цените усилия читателя: «Благодарим Вас за оперативную помощь в сборе информации о состоянии рынка кофе в России…».
- Продемонстрируйте интерес к работе читателя: «Я прочёл Вашу статью о состоянии рыбной промышленности, и меня особенно заинтересовало…».
- Заинтригуйте читателя: «Не пугайтесь, это не просьба выйти на работу в выходной. Мы просто напоминаем, что пора сдать годовой отчёт…».
- Избегайте шаблонности: похвалите не успехи вообще, а то, как компания «в сжатые сроки закончила сложный монтаж оборудования на ТЭЦ–25».
10 советов по ясности письма.
- Излагайте факты от общего к частному.
- Используйте конкретные, ясные подлежащие и сказуемые: «депутаты предложили», а не «имело место предложение депутатов».
- Заменяйте конструкции типа «выполнил проверку» на «проверил».
- Избегайте длинных фрагментов текста без подлежащих и сказуемых: «по причине невозможности выполнения ремонта, а также необходимости внесения учредителями дополнительных средств и с учетом отсутствия…».
- Начинайте предложение с простого и привычного, сложные термины и понятия располагайте ближе к его концу.
- Увидев оборот «учитывая желание клиента осуществить покупку…», попробуйте заменить его на «поскольку клиент хотел приобрести…».
- Старайтесь, чтобы активных конструкций типа «мы решили» в письме было больше, чем пассивных типа «решение было принято».
- Выдерживайте параллелизм: не «обсудили, что запчасти дорогие и необходимость ремонта», а «обсудили дороговизну запчастей и необходимость ремонта».
- Следите за местоимениями: непонятно, о чьём докладе идёт речь в предложении «Студент сказал преподавателю, что его доклад одобрили».
- Избегайте двоякого толкования: непонятно, что произошло с опозданием в предложении «Вы сообщили о поступлении письма с опозданием».
10 советов по лаконичности письма.
- Не включайте в письмо фактов «на всякий случай», «чтобы видели, что я это знаю».
- Экономьте слова при обозначении количества: не «инженеры в количестве 15 человек», а «15 инженеров».
- Будьте бережливы и говоря о цветах: вместо «туфли чёрного цвета» напишите просто «чёрные туфли».
- Избегайте «масла масляного»: «хронометраж времени» замените на «хронометраж», «свободные вакансии» на «вакансии», а «планы на будущее» на «планы».
- Заменяйте обороты типа «осуществление поставки», «оказание помощи» на «поставка», «помощь».
- Фразу «учитывая тот факт, что» смело сокращайте до «учитывая, что».
- По возможности откажитесь от «канцеляризмов»: написав «в настоящее время», подумайте, нельзя ли обойтись обычным «сейчас».
- Увидев в тексте выражение «имеет своей целью…», замените его на «необходим для…».
- Попробуйте выбирать более простые слова: «сообщать» вместо «уведомлять» или «информировать».
- Не увлекайтесь словом «который»: вместо «завод, который построили англичане» напишите «построенный англичанами завод».
10 советов по выбору стиля письма.
- Решите, каким вам следует выглядеть в письме — вовлеченным, переживающим, неравнодушным или отстраненным, нейтральным, объективным.
- Чтобы передать вовлеченность, выбирайте личный стиль.
- Чтобы передать отстраненность, выбирайте формальный стиль.
- Стараясь «договориться по–человечески», добиться сочувствия, понимания, используйте личный стиль.
- Стремясь показать, что за вами сила закона, административный ресурс, выбирайте формальный стиль.
- Чтобы убедительно показать читателю свои чувства — сожаление, радость, разочарование, — применяйте личные обороты.
- Указывая на ошибки, недостатки читателя, пишите формальнее: не «ты все сделал плохо», а «результаты твоей работы недостаточно хороши».
- Если читатель консервативен, привык получать письма на «канцелярите», выберите более формальный стиль.
- Чтобы показать активную позицию, открытость, готовность действовать, используйте личный стиль.
- Вспомните, какой имидж ассоциируется с вашей профессией: если вы юрист, консультант или аудитор, пишите формальнее, а если принадлежите к креативным профессиям — выбирайте личный стиль.
10 советов как выдержать выбранный стиль.
- Чтобы сделать стиль личным, используйте местоимения «я», «мы», «вы», а чтобы формальным — замените их на «сотрудник», «организация», «клиент».
- В личном тексте просите («пожалуйста, подавайте отчёт»), а в формальном констатируйте («отчёт следует подавать»).
- Для личного стиля используйте эмоционально окрашенные выражения («стремительный рост»), а для формального— нейтральные («увеличение»).
- В личном тексте не бойтесь оценивать («их план провалился»), а в формальном будьте нейтральны («не был достигнут результат»).
- Для личного стиля используйте активные обороты, а для формального — пассивные.
- Чтобы сделать стиль личным, выбирайте простые слова: «пользоваться», а не «эксплуатировать».
- Чтобы сделать текст формальнее, замените глагольные сказуемые абстрактными оборотами: «осуществлять контроль» вместо «контролировать».
- Чтобы сделать стиль личным, упомяните о чувствах: «с радостью узнали», «с огорчением сообщаем».
- Чтобы сделать текст формальным, используйте канцелярские клише типа: «вследствие того обстоятельства, что», «имеет своей целью» и т.п.
- Используйте длину предложений: короткие предложения ассоциируются с личным стилем, а длинные — с формальным.
10 советов по выразительности письма.
- Используйте метафоры: назовите «слаженно работающий коллектив» «дружной командой».
- Используйте эмоционально заряженные слова: пусть «положительный результат» станет «победой».
- Пусть ваш текст «зазвучит» — включите в него слова, напоминающие о звуках: «просвистал мимо», «с треском провалился».
- Подключите ощущения — напишите о «твёрдой уверенности» или «тяжёлой работе».
- Добавьте энергичных действий — вместо «преодолеть препятствия» скажите «пробиться» или «прорваться».
- Покажите своё отношение к предмету — можно «работать», можно «трудиться», а можно и «вкалывать».
- Замените длинные слова (например, «ерунда») их более короткими синонимами (например, «чушь»).
- Если слово кажется слишком привычным, поищите необычный синоним — замените ту же «ерунду» «белибердой».
- Откажитесь от длинных предложений с пассивными конструкциями.
- Используйте ясные, конкретные подлежащие и сказуемые: «мы победили, потому что работали вместе», а не «наша победа была обеспечена совместным трудом».
10 советов по внешнему виду письма.
- Планируйте текст так, чтобы он умещался на одной странице: длинные письма никого не радуют.
- Не «втискивайте» письмо на страницу, уменьшая поля и расстояния между абзацами: сплошной «кирпич» из текста пугает читателя.
- Делите текст на абзацы — это позволяет с первого взгляда понять, сколько идей в нём содержится
- В длинном тексте используйте «говорящие» заголовки, из которых можно понять, о чем говорится в соответствующем разделе.
- Ограничьтесь двумя уровнями вложенности — заголовок и подзаголовок.
- Не используйте больше одного вида выделения шрифтом — если используете подчеркивание для названий, откажитесь от курсива для определений.
- Используйте буллеты для коротких списков идей, но не превращайте весь текст в сплошную череду буллетов.
- Используйте шрифт без засечек для текста, который нужно читать быстро, особенно с экрана компьютера.
- Используйте шрифт без засечек, чтобы соответствовать молодёжному, энергичному образу.
- Используйте шрифт с засечками, чтобы подчеркнуть солидность написанного или VIP–статус переписки.
Последний и главный совет.
Рассматривайте письмо не как неизбежную рутину, а как возможность изменить что–то к лучшему и для себя, и, главное, для читателя. Пусть читатель говорит вам «да» с лёгким сердцем, пусть увидит за строками вашего письма хорошего человека. Это совсем не сложно: просто пишите своим читателям так, как хотите, чтобы писали вам.
Александра Карепина — бизнес–тренер, разрабатывает и проводит тренинги по темам: деловое письмо, навыки бизнес-презентации, презентация в продажах, организация и управленческие коммуникации. Более 10 лет работала в области телекоммуникаций, ИТ–консалтинга и продаж. Руководила проведением технических переговоров, презентаций, подготовкой тендерной документации для российских и зарубежных клиентов. Неоднократно разрабатывала и внедряла программы профессионального обучения для сотрудников технических и продающих подразделений.