◊Эффективная работа с информацией
Советы по эффективной работе с информацией.
10 советов по развитию внимания.
- Выделяйте для чтения и анализа информации специальное время — например, 1 час в начале рабочего дня.
- Исключите прерывания — это враг №1 внимания и запоминания.
- Перед чтением задавайте себе вопрос: «Что мне даст этот текст?».
- Используйте «луч внимания» — указку; при чтении с монитора в качестве указки используйте курсор.
- Во время чтения возвращайтесь мысленно к тексту, кратко повторяя прочитанные абзацы или страницы.
- Игнорируйте вводные фразы, повторы, «лирические отступления», чтобы сосредоточить внимание на существенной информации.
- Избегайте напряжения, потому что концентрация внимания наступает при расслаблении организма.
- Для расслабления практикуйте аутотренинг, медитацию или физические упражнения.
- Тренируйте концентрацию внимания. Приготовьте часы с секундной стрелкой и наблюдайте за её передвижением в течение 2–3 минут, не отвлекаясь на посторонние мысли.
- Чтобы развить способность внимания отслеживать одновременно несколько логических цепочек, читайте попеременно абзацы из двух текстов разной тематики, затем пересказывайте их.
10 советов по развитию памяти.
- Перестаньте ругать свою память, ведь тем самым вы программируете себя на забывание.
- Определите и постарайтесь устранить истинные причины плохого запоминания: это могут быть спешка, стресс, отсутствие мотивации, недосып, приём лекарств и т.д.
- Хвалите себя, когда удаётся запомнить нужные данные.
- Обеспечьте насыщение кислородом клеток головного мозга за счёт регулярных пробежек, прогулок, физических упражнений; чаще проветривайте помещение во время работы.
- Не захламляйте память ненужной информацией (например, именами героев очередного фильма).
- Запоминайте за один раз не более 7 ± 2 объектов.
- Для запоминания используйте свою ведущую систему восприятия информации: аудиальную, визуальную, дискретную или кинестетическую.
- Используйте системы запоминания. Например, мнемотехнику. Это облегчает работу памяти.
- Если вы не можете с ходу вспомнить нужные данные, которые раньше хорошо знали, попробуйте освежить память: задать себе наводящие вопросы или пробежать глазами материалы на нужную тему. Тем самым вы переведёте информацию из пассивной памяти в активную.
- Тренируйте один аспект памяти (например, запоминание чисел). Этим вы укрепляете память в целом.
10 советов по запоминанию текстов.
- Определите приоритеты: вам нужно уловить основную идею текста или запомнить его; выявить главное или сосредоточиться на деталях.
- Перед чтением активизируйте память, вспомните уже известную вам информацию по теме книги или статьи.
- Прежде чем приступить к чтению по новой теме, изучите тезаурус — часто встречающиеся слова и фразы.
- Подчёркивайте в тексте ключевые слова или предложения, делайте пометки на полях.
- Во время чтения останавливайтесь, кратко резюмируйте прочитанный отрывок для себя.
- Повторяйте важные для вас фрагменты текста — только так информация переходит из кратковременной памяти в долговременную.
- Обсуждайте прочитанное с коллегами, родственниками и друзьями.
- Если текст не с кем обсудить, перескажите его про себя или вслух.
- Чтобы запомнить информацию надолго, повторяйте: через 15 минут после прочтения, на следующий день, затем — раз в месяц или чаще.
- Если прочитанное воспроизводится с трудом, вспомните отдельные слова из текста и постарайтесь связать их по смыслу.
10 советов по запоминанию чисел.
- Определите вашу ведущую систему восприятия информации. Если вы дискрет, то скорее всего запоминаете числа автоматически. Если этого не происходит, воспользуйтесь визуальными, аудиальными или кинестетическими ассоциациями.
- Если вы аудиал, запоминайте цифры по ассоциации с нотами или мелодиями.
- Если вы кинестет, запоминайте числовую последовательность, «написав» её в воздухе рукой. Если вы правша, «пишите» левой рукой, если левша — правой.
- Если вы визуал, запоминайте цифры при помощи визуальных образов. Можете выбрать любые ассоциации. Главное правило: одна цифра — только один образ.
- Доведите образное представление цифр до автоматизма, для этого в течение нескольких дней визуализируйте образы от 0 до 9 по порядку и вразнобой.
- Запоминая последовательность чисел, составляйте историю (например, 2419 можно запомнить так: лебедь размахивает флагом и подплывает к фонарю, к которому привязан воздушный шар).
- Если не надеетесь на память, пин–коды, пароли и коды доступа храните в виде рисунков — посторонние не догадаются.
- Если вы хорошо знаете историю, числа от 0 до 99 можно ассоциировать с историческими событиями (17 — Октябрьская революция, 21 — начало нэпа и т.д.), в дальнейшем это упростит запоминание длинных чисел.
- Запоминая длинную последовательность, делите её на отрезки по 5–7 цифр.
- В качестве тренировки запомните часто используемые номера телефонов, а также пин–коды, ИНН и номер своего паспорта.
10 советов по анализу информации.
- При работе с большими объёмами информации начинайте с анализа наиболее важных данных. Ранжируйте их, исходя из цели.
- Опирайтесь только на факты, отделяя их от оценочных суждений.
- Старайтесь определить степень достоверности материалов. К данным, заслуживающим наибольшего доверия, относят: законы; экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов; статистическую информацию, если её сбор и обработку провели профессионалы.
- В процессе анализа информации проводите обобщение материалов, старайтесь избегать излишней детализации.
- Сравнивайте данные и подходы к одному и тому же вопросу, публикуемые разными авторами в различных источниках. Это поможет увидеть более объективную картину.
- Выбирайте не связанные друг с другом источники (например, статьи из различных СМИ). Это поможет получить максимально достоверную информацию.
- Старайтесь объективно оценивать поступающую информацию, а не по принципу «нравится — не нравится».
- При анализе сложных задач разбивайте их на этапы или составляющие элементы. «Есть слона по кусочкам» эффективнее, чем пытаться сразу разобраться в комплексной проблеме.
- При анализе информации используйте визуализацию в виде блок–схем, таблиц или просто зарисовок от руки.
- Завершая анализ текста, формулируйте аннотацию (краткое содержание) и вывод — желательно в письменной форме.
10 советов по конспектированию.
- Указывайте, что именно вы конспектируете (автор и название книги либо название курса и номер лекции).
- Основу конспекта составляют существительные и глаголы, остальные части речи можно пропускать. Дословно записывайте только цитаты.
- Когда пишете конспект от руки, справа оставляйте поля около 5 см для последующих заметок, дополнений и комментариев.
- Сокращайте часто встречающиеся слова, оставив корень, корень + окончание, либо первую букву + окончание (например: областной — обл. или обл–ой; Москва — М–ва).
- Придумайте специальные обозначения для слов и фраз, которые быстрее нарисовать, чем записать (например: важная информация — !; вверх — ^; больше — >; бесконечный — ∞)
- Числа записывайте цифрами, а не словами (например: 1/4, в 18–й раз). Используйте арабские цифры, так как они пишутся и воспринимаются быстрее латинских. Сравните: 18 век и XVIII век.
- Если конспект помимо вас будут читать и другие люди, на полях первой страницы дайте расшифровку сокращений и символов.
- Цвет применяйте только для выделения ключевых фраз, так как чтение полностью цветного текста вредно для глаз.
- Чаще используйте таблицы, схемы и графики — они лучше запоминаются и помогают систематизировать материал.
- Научитесь составлять ментальные картыДиаграмма связей, известная также как интеллект–карта, ассоциативная карта, ментальная карта или карта мыслей (англ. Mind map) — метод структуризации и визуализации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Основные идеи напрямую связаны с центральной концепцией, а другие идеи являются ответвлениями от этих основных идей. (mind maps), в том числе в электронном виде при помощи компьютерной программы — например, ХMind, MindManager.
10 советов по скорочтению.
- Определите, с какой целью вы собираетесь прочитать текст и сколько у вас времени, — от этого зависят метод чтения и глубина проработки информации.
- Перед чтением просканируйте страницу, чтобы выявить сложные фрагменты текста: числа, длинные слова, названия, сокращения и т.д.
- Узкие газетные колонки (шириной до 6 см) читайте вертикально, делая одну остановку взгляда по центру строки.
- Широкие строки (от 6 см) не дочитывайте до конца на 1–2 см, активно додумывая концы строк.
- Во время чтения подгоняйте себя, для этого можно закрывать рукой или листом бумаги уже прочитанное.
- Откажитесь от постоянного возвращения к прочитанному. Лёгкие тексты запоминайте с первого раза, в сложных допускайте повторное прочтение отдельных фрагментов.
- Следите за расстоянием от глаз до книги, оно должно совпадать с длиной руки от кончиков пальцев до локтя ±5 см.
- Используйте подставку либо наклоняйте книгу под углом около 45 градусов, это сделает чтение более комфортным для глаз.
- Если книга издана некачественно (с просвечивающимися страницами или мелким шрифтом), купите её в электронном варианте.
- Чтобы читать быстрее, читайте больше.
10 советов по чтению с монитора.
- Расположитесь на расстоянии не менее 50 см (лучше — 80 см) от компьютерного монитора, наклонив его под углом 10–20 градусов.
- Если вы читаете с экрана телефона, планшета, держите их на таком же расстоянии, что и бумажную книгу, и под углом 45 градусов.
- Устраните блики и настройте яркость: белый цвет не должен слепить.
- Используйте шрифты без засечек (Arial, Tahoma, Verdana и др.). Они идеально подходят для чтения с монитора.
- Если на сайте шрифт слишком мелкий, увеличьте его, одновременно нажав клавиши «Ctrl» и « + ».
- При работе с длинными текстами заливайте фон салатовым или светло–голубым цветом, чтобы снять напряжение с глаз.
- Не читайте сайты с неразборчивым шрифтом, чёрным и ярко–красным фоном — лучше скопируйте текст в отдельный файл и отформатируйте для комфортного чтения.
- Делайте перерывы по 1–3 минуты каждые 30–45 минут, чтобы дать глазам отдохнуть; в это время выполняйте дыхательную гимнастику, офисную зарядку или упражнения для зрения.
- Используйте компьютерную программу Fastwindow для эффективного скорочтения и фоточтения с монитора.
- Если с экрана текст воспринимается плохо, отформатируйте его (комфортная ширина строк, шрифт не меньше 12–го кегля, межстрочный интервал 1,15–1,5) и распечатайте на бумаге.
10 советов по фоточтению.
- Сначала освойте скорочтение — «фотографировать» текст без знания методов быстрого чтения невозможно.
- Если вам нужно высокое качество запоминания текста, воспользуйтесь приёмами скорочтения. Помните, что при фоточтении максимальное качество запоминания составляет 60%.
- Чтобы преуспеть в фоточтении, развивайте образное мышление, словарный запас и боковое зрение.
- Для тренировки бокового зрения используйте таблицы ШультеТаблицы Шульте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения. Разработаны первоначально как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте., объёмные картинки «Волшебный глаз» и программу Fastwindow.
- Читайте «сквозь» текст, как будто стараетесь разглядеть точку, расположенную в 30 см за книгой. Это дополнительное упражнение поможет расширить боковое зрение.
- Первый этап перехода к фоточтению: читайте узкие колонки, шириной до 6 см, через строчку, потом — через две, помещая взгляд в центре строки.
- Второй этап перехода к фоточтению: «фотографируйте» текст, фиксируя взгляд в центре абзаца.
- Додумывайте начало и конец строк, если они видны расплывчато.
- Ежедневно «фотографируйте» лёгкие тексты, затем читайте их традиционным методом или скорочтением, чтобы сравнить качество усвоения.
- Тренируйте фоточтение, читая краткие новости в Интернете, глядя по центру каждого абзаца и не перемещая взгляд.
10 советов по повторению.
- Готовьтесь к повторению уже на стадии изучения материала — помечайте в тексте главное.
- Если исходные данные изложены недостаточно чётко и логично, перед повторением структурируйте их.
- Определите степень детальности повторения. Вам необходимо припомнить все нюансы или достаточно сформулировать основные тезисы?
- Помогайте себе наводящими вопросами (о чём рассказывает автор, какие приводит аргументы и примеры, в чём заключаются главная идея, выводы).
- Ориентируйтесь на свой ведущий способ восприятия информации. Если у вас хорошо развито визуальное восприятие и образное мышление, перечитайте ключевые данные и зарисуйте их.
- Если вы лучше всего воспринимаете информацию на слух, перескажите материал. Можете записать себя на диктофон и прослушать получившуюся аудиозапись (это будет эффективнее повторного прочтения).
- Если вы обладаете развитой двигательной памятью, составьте конспект и по нему сделайте устный пересказ, обязательно сопровождая его жестикуляцией.
- Если у вас преобладает логическое мышление, нарисуйте схему, выявите причинно–следственные связи.
- Пересказывайте сложный материал так, как будто объясняете его ребёнку. Это поможет упростить трудные фрагменты и удерживать их в памяти.
- Первое повторение сделайте через 20 минут после запоминания, второе — примерно через 8 часов, третье — через сутки после второго. Повторения можно прекратить, если вы активно используете материал. Если нет — вспоминайте его раз в месяц.
Последний и главный совет.
Использование даже двух–трёх самых простых приёмов из приведённых выше поможет вам сделать чтение, анализ и запоминание информации более эффективными, быстрыми и качественными, так что начинайте с малого. Недостаточно прочитать и запомнить материал — важно сразу применять его на практике, именно тогда вы получите максимальный результат.
Татьяня Бадя — бизнес–тренер, на протяжении многих лет проводит тренинги по скорочтению, развитию памяти, устным и письменным коммуникациям. Автор методики «Скорочтение ПЛЮС», серии из 9 учебных пособий и 10 компьютерных программ по эффективному чтению и запоминанию. По авторской методике Татьяны занимаются руководители и персонал крупнейших российских и зарубежных компаний, а также сотрудники Министерства экономического развития РФ.