Закрыть страницу

Домашние страницы
◊Эффективная работа с информацией

Советы по эффективной работе с информацией.

10 советов по развитию внимания.

  1. Выделяйте для чтения и анализа информации специальное время — например, 1 час в начале рабочего дня.
  2. Исключите прерывания — это враг №1 внимания и запоминания.
  3. Перед чтением задавайте себе вопрос: «Что мне даст этот текст?».
  4. Используйте «луч внимания» — указку; при чтении с монитора в качестве указки используйте курсор.
  5. Во время чтения возвращайтесь мысленно к тексту, кратко повторяя прочитанные абзацы или страницы.
  6. Игнорируйте вводные фразы, повторы, «лирические отступления», чтобы сосредоточить внимание на существенной информации.
  7. Избегайте напряжения, потому что концентрация внимания наступает при расслаблении организма.
  8. Для расслабления практикуйте аутотренинг, медитацию или физические упражнения.
  9. Тренируйте концентрацию внимания. Приготовьте часы с секундной стрелкой и наблюдайте за её передвижением в течение 2–3 минут, не отвлекаясь на посторонние мысли.
  10. Чтобы развить способность внимания отслеживать одновременно несколько логических цепочек, читайте попеременно абзацы из двух текстов разной тематики, затем пересказывайте их.

10 советов по развитию памяти.

  1. Перестаньте ругать свою память, ведь тем самым вы программируете себя на забывание.
  2. Определите и постарайтесь устранить истинные причины плохого запоминания: это могут быть спешка, стресс, отсутствие мотивации, недосып, приём лекарств и т.д.
  3. Хвалите себя, когда удаётся запомнить нужные данные.
  4. Обеспечьте насыщение кислородом клеток головного мозга за счёт регулярных пробежек, прогулок, физических упражнений; чаще проветривайте помещение во время работы.
  5. Не захламляйте память ненужной информацией (например, именами героев очередного фильма).
  6. Запоминайте за один раз не более 7 ± 2 объектов.
  7. Для запоминания используйте свою ведущую систему восприятия информации: аудиальную, визуальную, дискретную или кинестетическую.
  8. Используйте системы запоминания. Например, мнемотехнику. Это облегчает работу памяти.
  9. Если вы не можете с ходу вспомнить нужные данные, которые раньше хорошо знали, попробуйте освежить память: задать себе наводящие вопросы или пробежать глазами материалы на нужную тему. Тем самым вы переведёте информацию из пассивной памяти в активную.
  10. Тренируйте один аспект памяти (например, запоминание чисел). Этим вы укрепляете память в целом.

10 советов по запоминанию текстов.

  1. Определите приоритеты: вам нужно уловить основную идею текста или запомнить его; выявить главное или сосредоточиться на деталях.
  2. Перед чтением активизируйте память, вспомните уже известную вам информацию по теме книги или статьи.
  3. Прежде чем приступить к чтению по новой теме, изучите тезаурус — часто встречающиеся слова и фразы.
  4. Подчёркивайте в тексте ключевые слова или предложения, делайте пометки на полях.
  5. Во время чтения останавливайтесь, кратко резюмируйте прочитанный отрывок для себя.
  6. Повторяйте важные для вас фрагменты текста — только так информация переходит из кратковременной памяти в долговременную.
  7. Обсуждайте прочитанное с коллегами, родственниками и друзьями.
  8. Если текст не с кем обсудить, перескажите его про себя или вслух.
  9. Чтобы запомнить информацию надолго, повторяйте: через 15 минут после прочтения, на следующий день, затем — раз в месяц или чаще.
  10. Если прочитанное воспроизводится с трудом, вспомните отдельные слова из текста и постарайтесь связать их по смыслу.

10 советов по запоминанию чисел.

  1. Определите вашу ведущую систему восприятия информации. Если вы дискрет, то скорее всего запоминаете числа автоматически. Если этого не происходит, воспользуйтесь визуальными, аудиальными или кинестетическими ассоциациями.
  2. Если вы аудиал, запоминайте цифры по ассоциации с нотами или мелодиями.
  3. Если вы кинестет, запоминайте числовую последовательность, «написав» её в воздухе рукой. Если вы правша, «пишите» левой рукой, если левша — правой.
  4. Если вы визуал, запоминайте цифры при помощи визуальных образов. Можете выбрать любые ассоциации. Главное правило: одна цифра — только один образ.
  5. Доведите образное представление цифр до автоматизма, для этого в течение нескольких дней визуализируйте образы от 0 до 9 по порядку и вразнобой.
  6. Запоминая последовательность чисел, составляйте историю (например, 2419 можно запомнить так: лебедь размахивает флагом и подплывает к фонарю, к которому привязан воздушный шар).
  7. Если не надеетесь на память, пин–коды, пароли и коды доступа храните в виде рисунков — посторонние не догадаются.
  8. Если вы хорошо знаете историю, числа от 0 до 99 можно ассоциировать с историческими событиями (17 — Октябрьская революция, 21 — начало нэпа и т.д.), в дальнейшем это упростит запоминание длинных чисел.
  9. Запоминая длинную последовательность, делите её на отрезки по 5–7 цифр.
  10. В качестве тренировки запомните часто используемые номера телефонов, а также пин–коды, ИНН и номер своего паспорта.

10 советов по анализу информации.

  1. При работе с большими объёмами информации начинайте с анализа наиболее важных данных. Ранжируйте их, исходя из цели.
  2. Опирайтесь только на факты, отделяя их от оценочных суждений.
  3. Старайтесь определить степень достоверности материалов. К данным, заслуживающим наибольшего доверия, относят: законы; экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов; статистическую информацию, если её сбор и обработку провели профессионалы.
  4. В процессе анализа информации проводите обобщение материалов, старайтесь избегать излишней детализации.
  5. Сравнивайте данные и подходы к одному и тому же вопросу, публикуемые разными авторами в различных источниках. Это поможет увидеть более объективную картину.
  6. Выбирайте не связанные друг с другом источники (например, статьи из различных СМИ). Это поможет получить максимально достоверную информацию.
  7. Старайтесь объективно оценивать поступающую информацию, а не по принципу «нравится — не нравится».
  8. При анализе сложных задач разбивайте их на этапы или составляющие элементы. «Есть слона по кусочкам» эффективнее, чем пытаться сразу разобраться в комплексной проблеме.
  9. При анализе информации используйте визуализацию в виде блок–схем, таблиц или просто зарисовок от руки.
  10. Завершая анализ текста, формулируйте аннотацию (краткое содержание) и вывод — желательно в письменной форме.

10 советов по конспектированию.

  1. Указывайте, что именно вы конспектируете (автор и название книги либо название курса и номер лекции).
  2. Основу конспекта составляют существительные и глаголы, остальные части речи можно пропускать. Дословно записывайте только цитаты.
  3. Когда пишете конспект от руки, справа оставляйте поля около 5 см для последующих заметок, дополнений и комментариев.
  4. Сокращайте часто встречающиеся слова, оставив корень, корень + окончание, либо первую букву + окончание (например: областной — обл. или обл–ой; Москва — М–ва).
  5. Придумайте специальные обозначения для слов и фраз, которые быстрее нарисовать, чем записать (например: важная информация — !; вверх — ^; больше — >; бесконечный — ∞)
  6. Числа записывайте цифрами, а не словами (например: 1/4, в 18–й раз). Используйте арабские цифры, так как они пишутся и воспринимаются быстрее латинских. Сравните: 18 век и XVIII век.
  7. Если конспект помимо вас будут читать и другие люди, на полях первой страницы дайте расшифровку сокращений и символов.
  8. Цвет применяйте только для выделения ключевых фраз, так как чтение полностью цветного текста вредно для глаз.
  9. Чаще используйте таблицы, схемы и графики — они лучше запоминаются и помогают систематизировать материал.
  10. Научитесь составлять ментальные картыДиаграмма связей, известная также как интеллект–карта, ассоциативная карта, ментальная карта или карта мыслей (англ. Mind map) — метод структуризации и визуализации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Основные идеи напрямую связаны с центральной концепцией, а другие идеи являются ответвлениями от этих основных идей. (mind maps), в том числе в электронном виде при помощи компьютерной программы — например, ХMind, MindManager.

10 советов по скорочтению.

  1. Определите, с какой целью вы собираетесь прочитать текст и сколько у вас времени, — от этого зависят метод чтения и глубина проработки информации.
  2. Перед чтением просканируйте страницу, чтобы выявить сложные фрагменты текста: числа, длинные слова, названия, сокращения и т.д.
  3. Узкие газетные колонки (шириной до 6 см) читайте вертикально, делая одну остановку взгляда по центру строки.
  4. Широкие строки (от 6 см) не дочитывайте до конца на 1–2 см, активно додумывая концы строк.
  5. Во время чтения подгоняйте себя, для этого можно закрывать рукой или листом бумаги уже прочитанное.
  6. Откажитесь от постоянного возвращения к прочитанному. Лёгкие тексты запоминайте с первого раза, в сложных допускайте повторное прочтение отдельных фрагментов.
  7. Следите за расстоянием от глаз до книги, оно должно совпадать с длиной руки от кончиков пальцев до локтя ±5 см.
  8. Используйте подставку либо наклоняйте книгу под углом около 45 градусов, это сделает чтение более комфортным для глаз.
  9. Если книга издана некачественно (с просвечивающимися страницами или мелким шрифтом), купите её в электронном варианте.
  10. Чтобы читать быстрее, читайте больше.

10 советов по чтению с монитора.

  1. Расположитесь на расстоянии не менее 50 см (лучше — 80 см) от компьютерного монитора, наклонив его под углом 10–20 градусов.
  2. Если вы читаете с экрана телефона, планшета, держите их на таком же расстоянии, что и бумажную книгу, и под углом 45 градусов.
  3. Устраните блики и настройте яркость: белый цвет не должен слепить.
  4. Используйте шрифты без засечек (Arial, Tahoma, Verdana и др.). Они идеально подходят для чтения с монитора.
  5. Если на сайте шрифт слишком мелкий, увеличьте его, одновременно нажав клавиши «Ctrl» и « + ».
  6. При работе с длинными текстами заливайте фон салатовым или светло–голубым цветом, чтобы снять напряжение с глаз.
  7. Не читайте сайты с неразборчивым шрифтом, чёрным и ярко–красным фоном — лучше скопируйте текст в отдельный файл и отформатируйте для комфортного чтения.
  8. Делайте перерывы по 1–3 минуты каждые 30–45 минут, чтобы дать глазам отдохнуть; в это время выполняйте дыхательную гимнастику, офисную зарядку или упражнения для зрения.
  9. Используйте компьютерную программу Fastwindow для эффективного скорочтения и фоточтения с монитора.
  10. Если с экрана текст воспринимается плохо, отформатируйте его (комфортная ширина строк, шрифт не меньше 12–го кегля, межстрочный интервал 1,15–1,5) и распечатайте на бумаге.

10 советов по фоточтению.

  1. Сначала освойте скорочтение — «фотографировать» текст без знания методов быстрого чтения невозможно.
  2. Если вам нужно высокое качество запоминания текста, воспользуйтесь приёмами скорочтения. Помните, что при фоточтении максимальное качество запоминания составляет 60%.
  3. Чтобы преуспеть в фоточтении, развивайте образное мышление, словарный запас и боковое зрение.
  4. Для тренировки бокового зрения используйте таблицы ШультеТаблицы Шульте (англ. Schulte Table) — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения. Разработаны первоначально как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте., объёмные картинки «Волшебный глаз» и программу Fastwindow.
  5. Читайте «сквозь» текст, как будто стараетесь разглядеть точку, расположенную в 30 см за книгой. Это дополнительное упражнение поможет расширить боковое зрение.
  6. Первый этап перехода к фоточтению: читайте узкие колонки, шириной до 6 см, через строчку, потом — через две, помещая взгляд в центре строки.
  7. Второй этап перехода к фоточтению: «фотографируйте» текст, фиксируя взгляд в центре абзаца.
  8. Додумывайте начало и конец строк, если они видны расплывчато.
  9. Ежедневно «фотографируйте» лёгкие тексты, затем читайте их традиционным методом или скорочтением, чтобы сравнить качество усвоения.
  10. Тренируйте фоточтение, читая краткие новости в Интернете, глядя по центру каждого абзаца и не перемещая взгляд.

10 советов по повторению.

  1. Готовьтесь к повторению уже на стадии изучения материала — помечайте в тексте главное.
  2. Если исходные данные изложены недостаточно чётко и логично, перед повторением структурируйте их.
  3. Определите степень детальности повторения. Вам необходимо припомнить все нюансы или достаточно сформулировать основные тезисы?
  4. Помогайте себе наводящими вопросами (о чём рассказывает автор, какие приводит аргументы и примеры, в чём заключаются главная идея, выводы).
  5. Ориентируйтесь на свой ведущий способ восприятия информации. Если у вас хорошо развито визуальное восприятие и образное мышление, перечитайте ключевые данные и зарисуйте их.
  6. Если вы лучше всего воспринимаете информацию на слух, перескажите материал. Можете записать себя на диктофон и прослушать получившуюся аудиозапись (это будет эффективнее повторного прочтения).
  7. Если вы обладаете развитой двигательной памятью, составьте конспект и по нему сделайте устный пересказ, обязательно сопровождая его жестикуляцией.
  8. Если у вас преобладает логическое мышление, нарисуйте схему, выявите причинно–следственные связи.
  9. Пересказывайте сложный материал так, как будто объясняете его ребёнку. Это поможет упростить трудные фрагменты и удерживать их в памяти.
  10. Первое повторение сделайте через 20 минут после запоминания, второе — примерно через 8 часов, третье — через сутки после второго. Повторения можно прекратить, если вы активно используете материал. Если нет — вспоминайте его раз в месяц.

Последний и главный совет.

Использование даже двух–трёх самых простых приёмов из приведённых выше поможет вам сделать чтение, анализ и запоминание информации более эффективными, быстрыми и качественными, так что начинайте с малого. Недостаточно прочитать и запомнить материал — важно сразу применять его на практике, именно тогда вы получите максимальный результат.


Автор публикации Татьяня Бадя.

Татьяня Бадя — бизнес–тренер, на протяжении многих лет проводит тренинги по скорочтению, развитию памяти, устным и письменным коммуникациям. Автор методики «Скорочтение ПЛЮС», серии из 9 учебных пособий и 10 компьютерных программ по эффективному чтению и запоминанию. По авторской методике Татьяны занимаются руководители и персонал крупнейших российских и зарубежных компаний, а также сотрудники Министерства экономического развития РФ.

вверх